pr_vitaly (pr_vitaly) wrote,
pr_vitaly
pr_vitaly

Из старых записей в FB. Для столярного форума.

Из старых записей в FB. Для столярного форума.

Наскальные рисунки.

Гилберт Честертон в эссе "Вечный человек" писал о том, как два человека спустились в пещеру - мальчик и священник. И при свете свечи, на стенах пещеры, увидели рисунки, которые рисовал древний человек. Это была живопись! Животные, человек, орудия труда и охоты были изображены с талантом. Так не рисуют дети, но только художник. Древний человек видел форму и владел линией. И линия эта была проста и совершенна.
Честертон приводит забавное наблюдение - Если вы говорите, что в вас заговорил древний человек, то значит вы должны идти в пещеру и рисовать. Потому как мы не знаем был ли пещерный человек жестоким, но несомненно знаем, что он рисовал.

Часовня.

Однажды довелось увидеть некую часовню, построенную одним человеком в память о своей, рано ушедшей, супруге. Часовня была очень необычна, гармонично вписана в ландшафт и очень красива. Подумалось - а почему у нас так не строят?
Православная архитектура застыла в устоявшихся формах. Разве что храм великомученика Георгия на Поклонной Горе несколько необычен. Почему нельзя экспериментировать? Почему нельзя дать простор архитектурной мысли? Но ответ очень прост. Страстность. Часовня вызывает желание любоваться формой, сочетанием с ландшафтом, она вызывает восхищение. Но не восхищение Богом и Его творением. Храм, его убранство и архитектура направлены не на восхищение, но на возвращение. Это, как это ни покажется странным, совершенная линия древнего художника.

Ход.

Как-то ходили мы с детьми в Иринарховский крестный ход. Проводится он летом, в течении 5-ти дней. Этот крестный ход считается детским. Потому как множество взрослых и детей, разных возрастов, идут с молитвой. А ещё там знакомятся. А потом приезжают поженившиеся и беременные. А затем привозят на колясках родившихся детей. Удивительно! Некоторые переходы длинной 30 км. Казалось бы дети устанут, будут плакать (ведь идут и в дождь и в жару; по лужам и по траве) но нет, достойно всё переносят, а потом целый год с нетерпением ждут следующего Крестного хода.
Люди приезжают туда разные. Кто-то шьёт народные костюмы. Кто-то идёт в реконструированной одежде разных эпох и стран. А кто-то просто - в джинсах и с серьгой в носу. Это не важно. Главное - это цель и молитва, которая поддерживает людей и даёт необъяснимое, ныне потерянное, чувство соборности.

Случилось так, что на второй день по приезде моя попадья приказала ехать на рынок за вишней. Свободное место было как раз напротив главного входа. И пока супруга покупала ягоды я сидел в машине и смотрел за людьми. "Боже мой" - подумалось - "Какое убожество"! Пёстрые, аляповатые костюмы абсолютно безвкусных расцветок. Платья, блузки и рубашки безо всякой гармонии в крое. Мужчины в коротких штанишках и в резиновых тапках на босу ногу. И главное - лица! Унылые, безжизненные, безблагодатные. Конечно, если бы после Крестного хода прошло время, то я бы так не отреагировал - время бы стёрло контраст. Но там, на Крестном ходу всё было по другому. Всё было объято радостью, смыслом и красотой.
Фабричный Китай нас приучил к безвкусице. Ярко, вычурно и блестяще. Вспомним народные костюмы - цвета серый, красный, немного других. Простая форма. Простая линия пещерного человека.

Гнев.

Я прекрасно понимаю, что может быть всё выше написанное вызовет раздражение. Мол выискался эксперт по гармонии! Ведь понятно, что кому-то нравятся ананасы, а кому-то свиные хвостики. Но у меня есть аргумент. Я заходил во многие деревенские дома. В жилые и заброшенные. К сожалению эта культура уже почти сошла на нет, вытесненная безликими шкафами дсп, обоями и полистироловыми квадратиками на потолке. В тех, старых домах всё было прекрасно! И в больших пятистенках, или крестовых домах, и в маленьких избушках всё стремилось к гармонии - строганные стены, матицы с калёвкой, комоды, сундуки, зыбки...

Скандинавы.
Простая линия. Казалось бы современный дизайн подобрался к этой простой линии. Ведь сколь популярен стал этот строгий стиль относительно простых форм. Я тоже как-то попал под это обаяние. Пересмотрел много интерьеров, и даже хотел воплотить что-то у себя дома. А потом понял - скандинавский стиль холоден и неуютен. Можно им любоваться, но жить как-то не хочется. Думается, что причина тут одна. Люди устали от разнообразия. Архитипически (по Юнгу) человек стремится к простой форме. Но в результате, в нашем бездуховном мире, получается лишь холодный, бездушный супрематизм. Высшим проявлением которого является крест без креста - главный шедевр Малевича. Простая линия поглощается черной бездной.

Объем.

Как это ни парадоксально звучит, но у современного человека нет объёма. (Это термин для внутреннего употребления, сродни Крепости дерева Игоря Перфильева ;)). Поясню. В прошлом году мы затеяли киностудию. Идея была в следующем - детям городским нужно показать, как топить печки и ночевать в лесу, а детям деревенским нужно показать некоторые высокотехнологичные штучки. Хотелось, чтобы дети сами писали сценарий, сами играли, сами снимали и ставили свет. Но, оказалось, что всё это не работает из-за отсутствия объёма у детей. Чтобы писать сценарий, надо много читать. Чтобы ставить кадр, надо много смотреть много фильмов и фотографировать. Чтобы быть режиссером, актером надо и смотреть и читать. Дети знают много того, что нам в детстве и не снилось. Но вот "объёма" нет. Они не хотят чтобы всё было показано. И мало кто хочет учиться и созерцать. И именно поэтому нас окружает столько безвкусных вещей.

Церковь.

А где научиться созерцать, где найти простую форму, наполненную смыслом? Ответ очевиден - в церкви. Валентин Сидоров писал -
"А творчество возникло из молитвы.
Да будет вновь молитвою оно"!
В большую меру искусство - это восполнение потерянного. Это искание утраченного рая. Это попытка обрести гармонию, смысл и ту самую простую линию. Я знаю многих людей, которые в Третьяковке пробегали отдел древнерусского искусства. Сидел в зале Врубеля, любовались Шишкиным и Левитаном. Рассуждали об импрессионизме. Но проходило время и вдруг главным стала - Троица преподобного Андрея. Вершина иконописи и изобразительного искусства - совершеннейшая линия, цвет и форма.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments